Как поменять отношение к учителю в обществе

Как поменять отношение к учителю в обществе
Существующий кодекс профессиональной этики педагогов и причина, по которой он требует изменений и дополнений -  стали предметом обсуждения на круглом столе в газете «Аргументы и Факты в Восточной Сибири».
       Участники мероприятия согласились, что современным педагогам очень сложно балансировать между «можно и нельзя».  У общества накопилось много претензий к педагогам: поведению, знаниям, внешнему виду, в то время как к учащимся требований становится все меньше и меньше.  Ученик может прийти в школу с вызывающим внешним видом и также вести себя. Ему позволено в открытую заявлять о своих правах и при этом не придерживаться обязательств. Этому во многом способствуют и родители, когда  в присутствии детей обсуждают педагогов, дают свои чисто субъективные оценки учителю, перечеркивая его авторитет в глазах ребёнка.                              
           В то же время педагогу не позволено многое. Он должен сдерживать себя, не опускаться до уровня ученика, жертвовать свободным временем, и придерживаться целого ряда ограничений. Одним внешним видом учитель призван воспитывать, и прививать нормы морали. Однако все чаще в России, в том числе и в Иркутской области возникают случаи вызывающего поведения педагогов. Кто-то станцевал у шеста в полуобнажённом виде, кто-то станцевал на столе, сделал откровенные снимки, и выложил в интернет, кто-то не сдержался, применил силу против ученика и т.д.
          Поэтому настало время менять в обществе отношение к учителю. Недавно Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз работников образования подготовили примерное положение о нормах профессиональной этики педагогов. Необходимо обратить внимание на гражданский и правовой статус учителя.
- Частью 2 статьи 45 федерального закона «Об образовании» предусмотрено, что в любой образовательной среде, в каждой организации, которая занимается с детьми, поведенческие нормы педагога должны регулироваться нормативным актом. В нашей компетенции урегулировать все, возникающие споры, - говорит руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Наталья Краснова, - Ребёнок сейчас изменился, поэтому надо меняться и учителю. Огорчает тот факт, что общение учителя с учеником и родителями происходит исключительно по интернету. Электронные дневники, Viber,WhatsApp. Нет живого общения с глазу на глаз. В таком же ключе задаются домашние задания, которые пишутся с сокращениями. Учитель должен нормально завершить урок, проговорить домашнее задание.  Общение сводится только к: принесите, достаньте, купите, приобретите.  
       По мнению заместителя министра образования Иркутской области Максима Парфенова, принятие локальных нормативных актов о нормах профессиональной этики – это верхушка айсберга, а тема гораздо шире. Она затрагивает многие аспекты жизни учителя, его судьбу в стенах школы, взаимоотношений с директором, с родителями, учениками.  
   Трудовым кодексом предусмотрено два основания для прекращения трудового договора с учителем: совершение аморального поступка как во время работы, так и за её пределами и в случае применения психологического и физического насилия. И принятие образовательными организациями локальных нормативных актов о нормах профессиональной этики должны предупредить учителя ещё на стадии его поступления на работу об определённых фильтрах в поведении, сориентировать на правильные поступки.
- Педагогам, и особенно молодым, нужно иметь четкое представление о классификации моральных проступков, - считает председатель Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Валентина Федоссева.
Когда молодая девушка, воспитатель детского сада из Иркутской области станцевала у шеста в полуобнажённом виде, и выложила это в интернет, родители отказались водить к ней детей, несмотря на то, что педагог аттестована. Девушку в коллективе осудили, и не смогли принять такого поведения. С ней были проведены беседы. Сейчас педагог продолжает трудиться в коллективе. Для общения с детьми нужен талант, в том числе и в ограничении определённого поведения, - это мнение почти всех участников круглого стола.
- Если молодые люди выбрали профессию учителя, то должны понимать, что это публичная профессия, на учителя смотрят и учатся. Он должен понимать, где и какую фотографию разместить. Девиз педагога: «Учи, развивай, воспитывай!». И этого никто не отменял, - говорит директор Иркутского регионального колледжа педагогического образования, депутат областного парламента Галина Кудрявцева, -  Я всегда сама принимаю студентов, с каждым беседую лично. И в таких беседах сразу понимаешь, осознанно ли выбрал человек эту профессию. В 2019 году к нам пришла очень мотивированная, позитивная молодежь. Они сами интересуются, есть в нашем колледже какой-то определённый дресс-код или нет.
Председатель профсоюза работников образования города Усолье-Сибирское Надежда Кропачева убеждена, что пора менять в обществе отношение к учителю, которое стало потребительским. Педагогов прессуют со всех сторон. Родители критикуют, лезут в частную жизнь, относятся, как к продавцу услуг и не более.
- В Усолье есть одна блогерша, которая нигде не работает,  целыми днями занимается лишь тем, что публично распускает слухи о педагогах, не дает спокойно работать, в сетях раздает педагогам оценки направо и налево, - рассказывает Надежда Александровна.
- А я считаю, раз человек, молодая женщина, станцевала и выложила это в сеть, значит с ней что-то происходит, может,она одинокий человек и требует к себе особого внимания, может с учителем что-то происходит, а мы с него только требуем, - высказала своё мнение Галина Устьянова, учитель истории средней школы №4 города Шелехова, депутат Шелеховской городской Думы, - мы прошли времена, когда стыдно было признаться, что ты учитель. Сегодня престиж учителя начинает набирать обороты. Чтобы заслужить уважение окружающих, учителю надо научиться самому себя уважать.
Недавно в одной из школ Иркутска распрощались с учителем, которая выложила в соцсеть комментарий с нецензурными выражениями, ведь в друзьях у неё были её ученики, а, значит, все они это прочитали. Женщине сделали замечание. Она их не приняла, сообщила, что не готова держать свою жизнь под контролем. Молодые педагоги не хотят входить в рамки своей профессии. Учителю не хватает личной жизни, многие не состоялись как матери и жёны, не имеют семей. Чтобы получить квалификационную категорию учителю надо затратить огромные силы, загруженность по 30-40 чесов сказывается и на отношениях к детям. Но пока родители бегут к учителю за советом, профессия ещё жива.

Как поменять отношение к учителю в обществе
20.09.2019