В Иркутской области возрождают "пятилетку"

Уважаемые товарищи, друзья, земляки!

В сентябре 2015 года избиратели Иркутской области проголосовали за коренное изменение социально-экономической политики в регионе.

Решение, принятое жителями области, означает большое доверие – и не только ко мне, но и к Коммунистической партии, как к партии, способной удовлетворить запрос на перемены жителей Приангарья. Многие наши оппоненты и так называемые «независимые эксперты» с ухмылкой тогда говорили: «они не смогут, у них нет опыта, они могут только критиковать». Сейчас, когда прошла половина срока моего пребывания в должности губернатора, я могу в глаза любому оппоненту сказать -  не только смогли, но и уже сделали в разы больше, чем те, кто нас когда-то критиковал.

То, чем раньше гордились мои предшественники, я имею в виду, например, объемы строительства социальных объектов, мы увеличили не на пять, десять процентов, а многократно. И сделали это за два с половиной года.
Приведу некоторые цифры. Сейчас у нас в работе 53 школы (это строительство и кап. ремонт), а в 2015 году было всего 8. По объектам здравоохранения объемы ремонта и строительства увеличили более чем в 10 раз – в 2015 году было 5 объектов, сейчас – 54. Сегодня в регионе идет большая стройка: таких объемов не было последние 25 лет. Строится и ремонтируется более 210 объектов социального значения. Есть и очень амбициозные проекты – например, мы строим в Иркутске масштабный Центр развития зимних видов спорта, начинаем строительство радиологического центра, планируем к 2020 году построить новое здание аэропорта.

Конечно же это требует миллиардов рублей бюджетных вложений. Поэтому за два с лишним года мы увеличили налоговые и неналоговые доходы бюджета более чем на 30 процентов. Подчеркну – на треть! Почти в два раза сократили уровень государственного долга относительно 2015 года. В 21 раз снизили уровень задолженности по заработной плате.

В 2017 году Иркутская область вошла в десятку регионов России по эффективности в рейтинге социально-экономического положения. По некоторым показателям мы вообще вошли в пятерку лидеров, например, по динамике роста налоговых и неналоговых доходов. Это, безусловно, вселяет большой оптимизм, говорит нам о том, что дорогу – осилит идущий. И мы уверенно идем вперед, наращивая социально-экономический потенциал региона.
Уважаемые товарищи, сегодня даже наши оппоненты не могут спорить с этими выводами и приведенными мною цифрами. Конечно, эти результаты – заслуга не одного человека, а всей нашей команды. Подчеркну – она сформирована, прежде всего, не по партийной окраске, а по профессиональным признакам. Но в основе успеха команды, безусловно, лежит идеология нашей партии – работать честно и открыто, не на себя, а во благо людей, во благо региона и страны, помня о принципах социальной справедливости. Мы уже прошли хоть и не большой по времени путь, но его оказалось достаточно, чтобы доказать, что КПРФ – это партия не обещаний и пиара, а как раз-таки, «партия реальных дел». Наш регион часто называют красным, а меня – «красным Губернатором». Пусть будет так! Красный – это цвет великих побед. Наши отцы и деды под красными знаменами победили фашизм, первыми запустили человека в космос, создали лучшую в мире научную школу, построили промышленные комплексы, только за счет которых экономика Россия сейчас держится на плаву.

Уважаемые товарищи, КПРФ в России сегодня – это партия политической и экономической альтернативы. И у нас есть возможность реализовать эту альтернативу в регионе, доказав на практике ее высокую эффективность и социальную значимость. Эта альтернативность заключается не в оголтелой критике всего того, что происходит в стране и в области, а в новых принципах работы, обеспечивающих лучшие результаты, чем у наших оппонентов. Я уже как-то сказал, что конкуренция – это очень эффективный управленец, которому не нужно платить зарплату. Политическая конкуренция – это то, в чем остро сейчас нуждается наша страна. Уверен, что открытая дискуссия должна быть на всех политических площадках, особенно это касается Законодательного Собрания Иркутской области.

К сожалению, сейчас такого нет, партия большинства слушает, но не всегда слышит аргументы своих оппонентов. В результате иногда принимаются законы не в интересах обычных людей, а в интересах узкой группы лиц, которая не сильно озабочена принципами социальной справедливости. Прямо скажу – интересы олигархата заключаются совсем не в развитии нашего региона (да и других регионов), мы это увидели с вами на примере дискуссии вокруг повышения тарифов. Нам важно, чтобы вся государственная власть области, в том числе и Законодательное Собрание, на первое место ставила интересы граждан. Я всегда был сторонником разумных компромиссов, но права жителей области – это, как говорили римляне, кондицио сине ква нон (conditio sine qua non, «условие без которого ничего не может быть»), – обязательное условие, которым никогда и нигде нельзя поступаться.

В текущий момент мы вплотную подошли к этапу, когда нам, в Иркутской области, необходимо решить очень сложную задачу – качественно изменить инструменты регионального управления, при этом сохранив политическую стабильность и консолидировав все здравые силы для решения главных региональных задач.
Теперь о принципах работы, которые мы начинаем внедрять в нашу практику.

Вот уже два с половиной года мы с вами не только принимаем решения по конкретным социальным вопросам, но и планируем развитие области на перспективу. Ведь недостаточно просто один раз закрепить в бюджете социальные расходы. Нужно обеспечивать постоянное улучшение жизни всех слоев населения, а для этого - создавать инфраструктуру, рабочие места, стимулировать промышленное развитие, развитие АПК не на год вперед, а на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Государственное планирование – вот базовый постулат нашей социально-экономической политики, который сейчас выходит на первый план. Вы все хорошо помните, что в советское время были пятилетние планы развития, так называемые пятилетки. В Китае и сейчас используется такой механизм развития государства. Мы, напротив, в 90-х отказались от советских принципов управления экономикой, но за все это время (26 лет) не создали даже близко того, что создавалось в одну советскую пятилетку. Это очень удобный и понятный для простых граждан инструмент. Предлагаю вернуться к этому позитивному опыту и сформировать пятилетний план развития Иркутской области.
Важно подчеркнуть: планировать рост экономики и уровня жизни людей будет Государство. Государство – мотор, локомотив, драйвер развития. Государство эффективное, справедливое, умеющее защитить людей и повести их вперед. Именно этого сейчас не хватает России в целом. Государства у нас, казалось бы, много, но оно нередко действует по принципу «кто в лес, кто по дрова» - вот и получается, что у семи чиновников народ без глаза. А еще бывает, что государство де факто подменяют собой крупные бизнес-структуры – ведь именно они определяют, например, те же тарифы, или лоббируют снижение экологических требований, или требуют от власти создавать им благоприятные налоговые условия. И власти много где идут у них на поводу; есть любители этого и у нас, в Иркутской области.

Наша задача – воссоздать дееспособное государство, которое служило бы интересам всех слоев населения. Законодательное Собрание – важнейшая часть этого государственного механизма, потому так важны эти выборы в преддверии Первой Иркутской Пятилетки. Нам надо, чтобы депутаты, как и исполнительная власть, занимали единую позицию в отношении социальной, налоговой, экологической политики – позицию в интересах всех жителей нашего региона.

К слову. До сих пор я, лично, не услышал от депутатов действующего Законодательного Собрания (кроме фракции КПРФ) внятной критики таких антисоциальных инициатив, как увеличение тарифов на электроэнергию для жителей области, или повышение пенсионного возраста. Неужели нашим депутатам это не важно, и не интересно? Мы со своей стороны высказали нашу позицию и предпринимаем конкретные шаги - я еще затрону эти темы далее.
Очень надеюсь, что следующий состав депутатов ЗС в полной мере будет отражать интересы всех жителей региона.  При этом Коммунистическая партия готова сотрудничать с другими политическими силами, с независимыми кандидатами, при условии, что они во главу угла ставят те цели, которую ставим мы.

Теперь о том, зачем нам нужно государственное планирование. Главная его задача - рационально распределить ресурсы для достижения стратегических целей, не жить сегодняшним днем, не тратить зря средства на проекты, которые в перспективе ничего не дадут жителям области. Именно так, «от зарплаты до зарплаты» жила область раньше, но мы коренным образом меняем эту практику. Важно и нести ответственность за пятилетние планы
В ближайшее время мы создадим Комитет по государственному планированию развития Иркутской области. Летом, думаю в июле, проведем первый организационный форум по данному вопросу, а уже после выборов, с учетом нового состава Законодательного Собрания, сформируем Комитет и приступим к работе. Основные программные цели уже есть в моем Послании Законодательному Собранию. Сегодня мы с вами также наметим стратегические задачи развития области.

Мы пригласим для сотрудничества экспертов международного уровня – разумеется, тех, кто придерживается идеалов социальной справедливости и ищет альтернативу «дикому рынку» и либерализму.
Базовыми принципами иркутской Пятилетки должны, по моему мнению, стать принципы Защищенности, Справедливости, Развития.

Говоря о Защищенности, мы имеем в виду полноценное, максимально эффективное функционирование Государства с целью защиты прав и интересов людей. Жители региона должны чувствовать себя в безопасности, они должны знать, что в сложной жизненной ситуации государство придет к ним на помощь. Именно в рамках этого принципа мы должны сделать все, чтобы не происходило роста тарифов, чтобы у людей всегда были кров, работа, будущее. Государственная Социальная Защита – вот то направление, которое нам стоит сделать базовым в Пятилетнем плане.
Справедливость – это честное распределение народных благ в целях развития региона. Конечно, мы не все можем сделать в отдельно взятой Иркутской области. Тот же самый пенсионный возраст повышает Правительство Российской Федерации, многие социальные вопросы регулируются на федеральном уровне. Мы все видим какую реакцию у населения вызывает рост цен на бензин или новости о том, как крупные промышленные предприятия, построенные в советское время, зарегистрированы на какие-то офшорные фирмы. Да, мы стараемся жестко реагировать на инициативы, ухудшающие жизнь людей, но не всегда нас при этом слышат. Однако, вполне в наших силах, например, в бюджетной политике, обеспечить равное и справедливое распределение ресурсов, перенаправить полученные доходы на социальные цели. И мы уже делаем это в последние годы.
Справедливость – это достойное качество жизни. Преодоление социальных разрывов. Создание равных условий доступа к хорошему образованию, медицинской помощи. Нам еще много предстоит с вами сделать в этом направлении, хотя в наших руках не все рычаги.

Справедливость - это также и достижение паритета в управлении нашей экономикой – чтобы не узкие группы лиц определяли развитие ее отраслей, а избиратели, народ, жители – и нашей области, и страны в целом.
Развитие – это движение вперед, в будущее. Создание уже сейчас основ для роста экономики, пополнения бюджета, внедрения новых перспективных технологий и методов управления, в результате чего будет расти благосостояние жителей региона. Сегодня, нам предстоит тщательно спланировать промышленное, инфраструктурное развитие, поставить ориентиры, которых надо будет достичь к 2023 году. Эти ориентиры должны понятны не чиновникам, а обычным людям.

В долгосрочной перспективе, к 2023-2025 году, мы должны будем закрепиться в 10-ке, минимум в 20-ке, регионов России по большинству показателей социально-экономического развития. Мы и сейчас уже по некоторым цифрам уверенно держимся на этом уровне, но результат этот нужно расширять.

Так, повторю, мы уже вошли в число лидеров России по росту налоговых и неналоговых доходов бюджета. Это прямое следствие принятых в 2016 году решений. Практика показала, что наш антикризисный план сработал и принес для области ощутимые результаты. Наращивание доходов позволяет реализовывать социальные инициативы, увеличивать социальные расходы – и именно в этом - цель и смысл экономического роста. Достигнутые показатели жители области должны в полной мере ощутить в этом и в последующие годы, когда заработают механизмы социальной поддержки, предусмотренные в моем Послании и моих указах.

Защищенность, Справедливость, Развитие – основные принципы, которые я предлагаю конкретизировать через следующие 12 программных пунктов.

1.    Зарплаты работников бюджетной сферы должны прямо реагировать на рост доходов бюджета. Врачи, учителя, работники культуры должны получать отдельные региональные надбавки, возможно, единовременные выплаты к заработной плате. Вполне в наших силах вывести уровень заработной платы бюджетников Иркутской области на первое место в Сибирском федеральном округе. Сейчас мы начали строить школы и лечебные учреждения нового формата - очень современные и удобные. Но если труд учителей и врачей не будет должным образом вознагражден, учить и лечить скоро будет некому.

2.    Продовольственная безопасность региона. Впервые за долгие годы в Иркутской области начали осваивать целину. В 2017 году собран рекордный урожай зерновых – 871 тыс. тонн. Ближайшая цель – к 2020 году выйти по объему производства зерна за 1 млн тонн. В среднесрочной перспективе в области должно появится не менее 20 молочных ферм. За пять лет необходимо качественно повысить уровень самообеспеченности по мясу и молоку. Необходимо реанимировать систему потребительской кооперации, позволяющую выкупать у частников и садоводов излишки сельхозпродукции. Государство должно оказать местным хозяйствам всестороннюю поддержку при продвижении их продукции в торговые сети. Это можно сделать также через развитие системы кооперации.
3. Предельные наценки на социально значимые товары. У нас часто бывает так, что тот, кто производит сельхозпродукцию, ежедневно вставая в шесть утра и ложась в полночь, зарабатывает меньше, чем тот, кто ее выкупил и перепродал. Хотя затраты тяжелого труда в первом случае значительно больше. Не секрет, что закупочная цена молока может быть в два раза меньше розничной. Очень важно, чтобы в торговых сетях социально значимые продукты продавались с фиксированными торговыми наценками, не превышающими 10 процентов. Это будет выгодно всем: население получит приемлемые цены, сельхоз товаропроизводители – рост рентабельности, а торговые сети смогут рассчитывать на увеличение сбыта.

4.    Недопущение резкого увеличения энерготарифов.  В Иркутской области самые низкие в России тарифы на электрическую энергию. Это связано с тем, что в регионе нашими отцами и дедами построены три каскадных ГЭС на реке Ангара. Именно поэтому стоимость электроэнергии в Иркутской области объективно ниже, чем в других регионах России, а не потому что кто-то субсидирует жителей Приангарья.  Уже не первый год предпринимаются попытки изменить эту ситуацию и довести тариф до общероссийского уровня. Если это произойдет, тариф для жителей Иркутской области может увеличиться в три раза, пострадают обычные граждане, социальная сфера, экономика. Я, как Губернатор, уже высказал позицию, что этого допустить нельзя, но защищать интересы региона нужно не только на уровне исполнительной, но и законодательной власти. Здесь мы должны все выступить единым фронтом, невзирая на партийную принадлежность.    

5.    Каждая работающая семья должна иметь возможность купить квартиру. Больше строить нужно не для богатых, а для простых граждан. Главная задача – повышение доступности квадратного метра жилья для населения. Сейчас уровень доступности жилья, особенно в Иркутске, недопустимо низкий. Для решения этой задачи необходимо снизить стоимость кв. метра, устранить спекуляции на рынке земли, построить в регионе предприятия, производящие дешевые и качественные строительные материалы. Нельзя заставлять строителей продавать жилье ниже себестоимости, нужно сделать себестоимость жилья ниже, тогда у этой задачи появится решение. Если мы строим миллион квадратных метров жилья в год, почему-бы нам не построить здесь тот же стекольный завод и стоимость стекла на нашем рынке будет совершенно иной. С другой стороны, важно помогать населению через субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам. У нас уже есть механизм выдачи льготной ипотеки со ставкой от 5,75 до 6,25% годовых. Теперь эту практику надо тиражировать и масштабировать.

Эти меры в совокупности позволят вывести регион на ежегодное строительство более 1 млн. квадратных метров жилья. Еще один важный вопрос ближайшей перспективы - до 2020 года нужно восстановить права всех граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, то есть закрыть эту проблему. Также в течение пяти лет мы полностью ликвидируем очередь при бесплатном получении древесины или пиломатериалов для строительства собственного дома.  

6.    Повышение эффективности расходов областного бюджета. К большому сожалению в России за последние два десятилетия появилась практика неоптимального расходования государственных средств при строительстве социально значимых объектов.  Часто бюджетные деньги не экономят, и за качеством возводимых объектов следят не должным образом. Мы знаем несколько примеров, когда стоимость квадратного метра детского сада оказывалась выше стоимости квадрата элитной недвижимости. С этой практикой в Иркутской области нужно покончить. Уже сейчас мы разрабатываем новую, экономически эффективную проектную документацию многократного применения под большинство социальных объектов капитального строительства. Это детские сады, школы, ФАПы, ФОКи и др. Новые проекты позволят сэкономить не менее 15 процентов от расходов на строительство и до 70 процентов от расходов на проектирование. При этом сами объекты будут более высокого качества.  

7.    Качественное улучшение медицинского обслуживания.   Качество медицинского обслуживания – ключевая проблема не только для региона, но и для страны. Так, наши лечебные учреждения нуждаются в высокотехнологичном медицинском оборудовании. Совсем недавно мы открыли самый современный диагностический центр в Братске. Построили его за период чуть более года. Это одно из самых современных медучреждений в России. Здесь установлено высокотехнологичное оборудование, работает квалифицированный персонал. Полагаю, что в течение следующих пяти лет вполне реально закрыть все острые вопросы, связанные с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи на территории региона. Я уже говорил, что мы начинаем строительство радиологического корпуса онкологического центра. Это тоже один из якорных проектов нашей медицины. Полагаю, что оценивать результаты проделанной работы по этому направлению должно население области. За пять лет уровень удовлетворенности жителей региона оказанием медицинской помощи должен вырасти не менее чем в два раза.  

За последние два года мы резко нарастили объемы финансирования по мероприятиям, связанным со строительством и капремонтом объектов здравоохранения. Все это делается для улучшения качества медицинского обслуживания жителей Иркутской области.  

Президент страны поставил перед нами задачу: «К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет». Сегодня в Иркутской области ожидаемая продолжительность жизни составляет 68,2 года. Мы должны добиться, чтобы к 2023 году ожидаемая продолжительность жизни составляла 74,2 года.

Отдельное внимание необходимо уделять здоровью нашего подрастающего поколения. В ближайшее время мы с вами должны разработать комплекс решений, направленных на укрепление педиатрии, физической культуры и детского спорта, улучшение питания детей. В частности, предлагаю ввести бесплатную выдачу молока в школах для учащихся младших классов.

8.    Кратное снижение незаконных рубок леса в регионе. Долгие годы в Иркутской области, да и в России в целом, безуспешно боролись с этой проблемой. Казалось, что эту проблему решить нельзя. Однако, это не так - было бы желание. В сентябре прошлого года мы начали реализацию пилотного проекта по маркировке всей заготавливаемой древесины. На 1 июня 2018 года снижение незаконных рубок составило 47% относительно аналогичного периода прошлого года. Мы доказали всем, что механизм работает, и проблему можно решить достаточно быстро. Сегодня наш опыт изучается на федеральном уровне и рекомендован к распространению в других регионах Российской Федерации.

9.    Возврат прямых выборов мэра Иркутска.  Никто, кроме жителей Иркутска не имеет права принимать данное решение. Для возврата прямых выборов достаточно принять закон субъекта РФ. Но действующий состав Законодательного Собрания этого делать не хочет. Социологические исследования показывают, что около 80 процентов иркутян хотят выбирать мэра через прямое голосование. Зачем отбирать у них это право? Полагаю, что вновь избранный состав Законодательного Собрания вернется к этому вопросу и встанет на сторону абсолютного большинства иркутян.      

10.    Экологическая ответственность крупного бизнеса. На территории Иркутской области находится много крупных промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду. Во многом проблема связана с несовершенством законодательства и позицией самих предприятий, которые не только не хотят снижать выбросы, но и платить за ликвидацию их последствий. Как следствие, уровень тех же онкологических заболеваний в Иркутской области выше среднего значения по стране. Мы не говорим о том, что надо закрыть предприятия, поскольку это рабочие места и налоги. Но предприятия должны внедрять современные технологии и большее внимания уделять медицинским и санаторно-курортным программам.  

11.    Повышение качества ремонта и строительства дорог. Федеральные и областные дороги в большинстве своем находятся в удовлетворительном состоянии. Особое недовольство у жителей области вызывает состояние дорог внутри городов и населенных пунктов.  Несмотря на то, что денег стали выделять значительно больше, качественного изменения ситуации не происходит. Жители наших городов видят, как одну и туже яму каждой год ремонтируют по несколько раз. На следующий год все повторяется. С учетом масштаба проблемы и ограниченности финансовых средств на ее решение необходимо большее внимание уделять вопросам эффективности дорожного строительства и ремонта.

В целях повышения качества дорожных работ и долговечности дорожных конструкций уже запланировано широкое применение новых технологий, конструкций и материалов. Именно на этом нужно сфокусироваться сейчас. При существующих темпах финансирования в Иркутской области дорожного хозяйства в 2018 – 2022 годах в регионе будет построено (реконструировано) более 200 км и отремонтировано более 350 км региональных дорог. Помимо применения новых технологий нужно максимально усилить контроль за работой подрядчиков. Ситуации, когда дорожное полотно приходит в негодное состояние уже на следующий год недопустимы.

12.    Большие проекты. В последние годы в России мало создается новых производств. В основном модернизируются старые, созданные еще в советские годы. Уверен, что развитие не может происходить без строительства новых предприятий. Повторяю, именно строительства с нуля. Жители области должны знать, какие промышленные предприятия будут построены в ближайшие пять лет, сколько рабочих мест на них будет создано. Пятилетнего горизонта вполне достаточно, чтобы не размывалась ответственность за озвученные властью обещания.
Сейчас мы активно работаем по проекту газификации Иркутской области. В период 2018-2019 гг. будет обеспечен ввод в эксплуатацию участка газопровода «Ковыкта – Жигалово», что позволит обеспечить поставку газа в пос. Жигалово в отопительный сезон. Подключение потребителей пос. Жигалово рассматривается как 1-й этап строительства магистрального газопровода «Ковыкта – Саянск – Иркутск». Как только газопровод будет построен в Иркутской области активность по развитию газохимических производств резко возрастет. А это уже совершенно иной уровень модернизации региональной экономики. Полагаю, что до конца 2018 года должны все наши действия по развитию крупных производств должны быть увязаны в рамках пятилетнего плана.
Уважаемые товарищи!

Предложенная мною программа – не догма, а руководство к действию. Предлагаю обсудить ее, а также дополнить положениями, связанными со спецификой отдельных территорий, от которых будут выдвинуты кандидаты. Хочу подчеркнуть, что у принципов разумности нет партийной принадлежности. В этом смысле важно, чтобы был организован конструктивный диалог со всеми политическими силами региона. Я, как губернатор Иркутской области, что все разумные предложения от разных политических партий и общественных движений мы будем брать в работу.  
Предлагаю широко обсудить озвученные сегодня программные положения с избирателями на местах, разъяснив им, как конкретно изменится их жизнь в будущем, что они увидят в своих городах, районах, поселках в ближайшие годы.
Еще раз подчеркну – за неполных три года мы всем на практике доказали, что КПРФ – это партия реальных дел, знающая как развивать регион и что нужно делать для обеспечения результата. Мы стали в прямом смысле слова уникальным регионом в России, в котором реализуется не «либеральная», а социально ориентированная экономическая политика. На нас смотрят не только жители региона, но и вся страна.  
Уверен, что мы с новым составом Законодательного собрания одержим в ближайшие годы еще более значимые победы. Что у нас не будет политических разногласий, а будет конструктивная работа, нацеленная на решение проблем жителей региона. Жду от вас интенсивной работы!
Спасибо за внимание.
18.06.2018