Открытое Правительство
Иркутской области

Переход на дистанционное обучение стал большим стимулом для повышения квалификации педагогов

29 марта 2021
Переход на дистанционное обучение стал большим стимулом для повышения квалификации педагогов
Проблемы материально-технической оснащенности и информационного обеспечения дистанционного обучения в образовательных организациях Иркутской области обсудили 23 марта в Общественной палате Иркутской области.
Еще недавно дистанционной формой образования пользовались лишь единицы, теперь же оно стало неотъемлемой частью учебного процесса. В любом случае, многим в апреле 2020 года пришлось очень резко перестраиваться: в работе, в учебе, в воспитании, в управлении учреждениями и коллективом.
Кстати, мероприятие комиссии по науке и образованию тоже прошло в некогда новой, дистанционной форме – через конференцию на площадке Zoom. Этот формат Общественная палата также опробовала в период пандемии и теперь он регулярно применяется теми, кто не может присутствовать лично. Модератор заседания, председатель комиссии Леонид Выговский пригласил к обсуждению вопроса своих коллег, чтобы из первых уст услышать о том, какие проблемы пришлось решать, организуя образовательный процесс в режиме онлайн.
  Директора школ, гимназий, техникумов, а также представители регионального министерства, института развития образования и других профильных государственных учреждений сошлись во мнении, что в организации дистанционного обучения нашлось много положительных моментов: педагогами освоены новые электронные образовательные платформы и формы проведения дистанционного обучения, образовательный процесс не прерывается из-за низких температур зимой или в период сезонных ОРВИ, карантинов.
Оказывается, легче всего было адаптироваться средним профессиональным учебным заведениям, так как для них такая форма работы – не в новинку.
– Этот формат использовался нами в дополнительном профессиональном образовании с целью организации направления непрерывности образования, также мы апробировали этот формат при реализации краткосрочных образовательных программ.  Более того, с 2016 года впервые таким образом начали реализовывать программы среднего профессионального образования при организации инклюзивного обучения, когда в учебное заведение поступили дети, которые не могли его посещать очно, – рассказала Валентина Зяблова, член комиссии по науке и образованию, директор Иркутского техникума авиастроения и материалообработки.
Образовательные организации профессионального образования обладают необходимым минимумом ресурсов, который позволяет организовать дистанционное обучение. Однако возможностей только самого учебного заведения недостаточно –  неоднократно была озвучена проблема, что не всегда техническая возможность есть у детей из многодетных и малообеспеченных семей ввиду отсутсвия гаджета или высокоскоростного интернета. Также и у некоторого числа педагогов отсутствуют дома личные персональные компьютеры.
– Чтобы обеспечить непрерывный образовательный процесс для тех, у кого нет технической возможности заниматься на специальных платформах, предусмотрели возможность передачи материала через сайт школы, где указывали все образовательные ресурсы: видеоуроки, ссылки на видеоматериалы, которые ребенок мог посмотреть в любое время. Приходилось также выдавать задания и в печатном виде через приемную школы. Это был период очень напряженной работы, – отметила Людмила Тучкова, директор МБОУ г. Иркутска СОШ №14. – Считаю, что целесообразно выделить школе резервный фонд техники, который можно давать в пользование нуждающимся ученикам, но для этого необходимы изменения в системе бухгалтерского учета.
Справедливо отметить, что в этом году в школы Иркутска поступили комплекты новой техники: нетбуки и информационные панели. К тому же заместитель министра образования Иркутской области Елена Апанович рассказала, что проблему нехватки компьютеров решали самыми разными способами: привлекали спонсоров, инвесторов, участвовали в партийных проектах; в небольшом объеме были выделены и региональные средства. В результате совместных усилий 4942 нуждающихся ребенка получили персональные компьютеры.
Участники отметили очень  важное  наблюдение: в  процессе  реализации  электронного  обучения  стали  изменяться  отношения  между  педагогами  и  родителями.  Последние  увидели  с других  позиций  колоссальную  нагрузку,  которая  лежит  на  учителях,  увидели  необходимость  в    тесных  контактах  с  ними.   Они  увидели,  что  и  сами  должны  более ответственно  заниматься  воспитанием  и  обучением  своих  детей.
В ходе выступлений представители педагогического сообщества неоднократно говорили о том, что ситуация стала большим стимулом для повышения квалификации педагогов и для проверки всей системы учебно-воспитательного процесса, в том числе на готовность работать в современных и экстремальных условиях. Значительно увеличился объем методической работы, так как подготовка дистанционного урока требует в три раза больше времени.
Качество образовательного контента – самое важное. Преподаватели не всегда могут разработать интерактивные лекции, применить в работе новые технологии. Однако в этом им могут помочь в Региональном институте кадровой политики и непрерывного профессионального образования. Директор института Ольга Кондратьева рассказала о том, что сегодня очень сложно найти качественные курсы по освоению современных технологий. В институте была разработана линейка образовательных программ, которые включают короткие модули, ориентированные на определенные умения, и по ним можно выбрать индивидуальный маршрут.
– На первом месте уровень компетенций в педагогических кадрах системы образования. Наша задача – создать возможности для педагога, чтобы он мог освоить нужные для себя компетенции. Необходимо перестраивать саму методическую работу в образовательных организациях, – заключила Ольга Кондратьева.
Перечисленные выше и многие другие вопросы дистанционного обучения были детально рассмотрены на нынешнем заседании комиссии по науке и образованию. Одно из итоговых решений – о привлечении спонсорской помощи в виде технических средств для учебы от крупных компаний региона для передачи в школы и семьи. Одна из приоритетных задач – предложение о стимулировании труда педагогов, введении новой системы оплаты труда.
Также комиссия решила  рекомендовать  образовательным  организациям  создавать  резервные  фонды  компьютерной  техники  для  последующей  выдачи  её  нуждающимся  учащимся  во  временное  пользование. Для этого обратиться  в  Законодательное  Собрание  Иркутской  области о  целевом  выделении  средств  на  приобретение  компьютерной  техники  для  учащихся  из  многодетных  семей.

Пресс-служба Общественной палаты Иркутской области
Фото © РИА Новости / Владимир Трефилов

Открытое Правительство Иркутской области
Открытое Правительство Иркутской области