Открытое Правительство
Иркутской области

Программы по обеспечению жильем детей-сирот и переселению из аварийного жилья имеют тенденцию к срыву

23 августа 2021
Программы по обеспечению жильем детей-сирот и переселению из аварийного жилья имеют тенденцию к срыву
20 августа в Общественной палате состоялось заседание, на котором был проведен анализ реализации программ «Обеспечение жильем детей-сирот» и «Переселение из аварийного жилья» в Иркутской области.
Для рассмотрения социально-значимых вопросов объединились две комиссии Общественной палаты Иркутской области: комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству и комиссия по региональному и экономическому развитию. Заседание было организовано совместно с Общественным советом при министерстве строительства Иркутской области. Модератором выступил Николай Попов, председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству.
Цель заседания – по результатам проведенного анализа подготовить обращение в адрес Правительства региона для принятия мер по решению выявленных проблем в связи с тем, что рассматриваемые программы являются приоритетными и находятся на контроле у Президента Российской Федерации Владимира Путина, а также у Губернатора Иркутской области Игоря Кобзева. К обсуждению были приглашены представители профильных региональных министерств и ведомств, а также руководители строительных компаний.
О том, как решается в регионе данный вопрос, какие проблемы требуют незамедлительных решений, доложили на заседании министр имущественных отношений Иркутской области Марина Быргазова и первый заместитель министра строительства Иркутской области Вячеслав Жильцов. Докладчиками были отмечены все моменты, которые отрицательно сказываются на ликвидации очереди на жилье как среди детей-сирот, так и среди тех собственников, чьи квартиры находятся в аварийных домах.
Так, при реализации программы «Обеспечение жильем детей-сирот» основными сдерживающими факторами являются недостаточность финансирования, длительность процедуры закупки жилья, отказ детей-сирот от конкретного жилья по субъективным причинам (например, удаленность жилья от социальных объектов, не устраивает этажность заселения и т.д.). Сюда можно добавить желание нуждающихся получить жилье в крупных городах региона, в которых отмечается более высокая стоимость жилья относительно других территорий области.
В ответе министерства строительства Иркутской области на запрос Общественной палаты по выполнению программы «Переселение из аварийного жилья» указаны, в том числе, следующие возможные причины сложности реализации региональной программы. Во-первых, средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденная для Иркутской области приказами Минстроя России, объективно не соответствует фактической стоимости строительства жилых домов, что не позволяет привлечь подрядчиков для строительства нового жилья, либо приобрести существующий жилой фонд по заложенным в приказах Минстроя РФ расценкам. Второй фактор – наблюдается существенное повышение цен на строительные материалы. Например, рост цен на арматуру с 1 квартала 2020 года составил 44%, на теплоизоляцию - до 38,5%, на пиломатериалы - более 90%. Кроме того, увеличилась стоимость инженерного оборудования для возводимого жилья в среднем на 47%, а также стоимость монтажа такого оборудования.
Проанализировав информацию, участники заседания пришли к выводу, что рассматриваемые программы имеют тенденцию к срыву. Реальных путей выхода из сложившейся ситуации в ответах министерств не обозначено. Направление, принятое министерством строительства и министерством имущественных отношений региона через закупки на вторичном рынке жилого фонда, не решает задач региональных программ. Особенно это касается отдаленных территорий области, где объем строительства существенно ниже или вообще отсутствует по сравнению к густонаселенными крупными городами области. В то же время, коммерческие цены как на вторичном рынке, так и в новостройках Иркутска и Ангарска, превышают в 1,5-1,8 раза цены, определенные в региональных программах.
Члены комиссий Общественной палаты Иркутской области и члены Общественного совета при министерстве строительства Иркутской области поддержали предложение члена Общественной палаты Александра Сигала обратиться в Правительство Иркутской области для рассмотрения возможности назначения единого координатора от Правительства по двум рассматриваемым программам, в том числе, в связи с ограничением на законодательном уровне по заселению детей-сирот не более, чем в 25% количества квартир в доме, что не запрещает оставшиеся 75% квартир проектировать и строить для переселения граждан из аварийного жилья. Такое объединение усилий помогло бы решить проблему строительства нового жилья для детей-сирот на отдаленных от регионального центра территориях, где нет рынка жилья.
В результате, были подготовлены рекомендации, адресованные Правительству Иркутской области. Одна из основных – создать единого координатора (межведомственную комиссию) по двум программам с целью синхронной координации их реализации для решения целого перечня вопросов, в том числе, по увеличению цены закупок жилья до уровня фактической стоимости строительства жилых домов в социальных целях. С остальными рекомендациями и полным текстом резолюции можно ознакомиться на сайте opirk.ru в разделе «Резолюции и решения».
Также в рамках заседания было рассмотрено обращение, которое поступило в Общественную палату Иркутской области от жителя города Шелехов. В обращении указывается на ненадлежащее состояние жилых домов 10 квартала, которые были построены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комиссией по ЖКХ и строительству 18 августа 2021 г. была проведена встреча с автором обращения с выездом на место в г. Шелехов. По результатам выезда зафиксированы строительные и эксплуатационные недочеты.
В результате обсуждения данного обращения участники решили создать рабочую группу комиссии по ЖКХ и строительству Общественной палаты Иркутской области под руководством Попова Н.И. с участием представителей министерства имущественных отношений Иркутской области, администрации г. Шелехов, управляющей организации, строительной компании, службы государственного жилищного и строительного надзора и автора обращения с целью оценки сложившейся ситуации, выявления причин выявленных недоделок и принятия мер по их устранению.

Пресс-служба Общественной палаты Иркутской области
Фото пресс-службы Правительства Иркутской области

Открытое Правительство Иркутской области
Открытое Правительство Иркутской области