Открытое Правительство
Иркутской области

В ОП говорили о деловой коррупции. В чем ее особенность?

4 октября 2021
В ОП говорили о деловой коррупции. В чем ее особенность?
Деловая коррупция в Иркутской области стала предметом обсуждения на круглом столе, прошедшем 29 сентября в Общественной палате Иркутской области. Инициатором выступила комиссия по вопросам противодействия коррупции и взаимодействию с субъектами общественного контроля.
Возглавил заседание председатель профильной комиссии Сергей Рудецкий. К обсуждению вопроса был приглашен широкий круг экспертов: члены и эксперты Общественной палаты Иркутской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, представители федеральных органов исполнительной власти Иркутской области, правоохранительных, надзорных органов Иркутской области, союза «ТПП ВС (ИО)», Общественной палаты Новосибирской области, муниципальных общественных палат Приангарья, некоммерческих организаций (в том числе регионального отделения по Ставропольскому краю МОО «ПСП», регионального отделения по Кировской области МОО «ПСП»), научного сообщества, бизнеса.
Открывая заседание круглого стола, председатель комиссии по вопросам противодействия коррупции и взаимодействию с субъектами общественного контроля Сергей Рудецкий отметил, что приоритетной задачей Общественной палаты Иркутской области как субъекта общественного контроля выступает продолжение освещения уже имеющихся проблем, существенно влияющих на экономику страны. Для чего актуальным является налаживание взаимодействия с органами власти. При этом, одним из ключевых вопросов также является взаимодействие бизнеса с правоохранительными органами и судебной системой.
Также Сергей Иванович акцентировал внимание на целях деловой коррупции, таких как: вымогательство денег и имущества; уничтожение бизнеса (в интересах конкурентов); захват бизнеса (ресурсов, недвижимости) или доли рынка; месть за жалобы на госорганы; недобросовестная конкуренция; удовлетворение просьбы третьих лиц за вознаграждение либо в качестве взаимной услуги (лобби) и др.
Кроме того он ознакомил присутствующих с информацией о количестве преступлений коррупционной направленности, совершенных от имени и в интересах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при взаимодействии с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, предоставленной ГУ МВД России по Иркутской области.
– Статистика говорит о том, что Иркутская область не стала исключением по распространению деловой коррупции. Так, согласно информации, предоставленной Главным Управлением МВД по Иркутской области, за 8 месяцев 2021 года выявлено 231 преступление коррупционной направленности, из которых 22 совершены от имени и в интересах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при взаимодействии с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, в 2020 году эта цифра коррупционных преступлений составила 222 преступления, из которых 20 совершены в системе взаимодействия власти и бизнеса, – рассказал Сергей Рудецкий.
Научный взгляд на тему мероприятия представил Дмитрий Федотов, эксперт комиссии по вопросам противодействия коррупции и взаимодействию с субъектами общественного контроля. В ходе доклада было отмечено, что деловая коррупция относится к скрытым явлениям, и для разработки мер по противодействию коррупционным действиям необходимо первоначально исследовать состояние деловой коррупции в Иркутской области, которое позволило бы выявить ее масштабы и формы проявления. Для решения этой задачи целесообразно провести социологическое исследование уровня деловой коррупции среди представителей бизнеса Иркутской области, отметил эксперт.
Теоретическое обоснование подтвердил и тот, кто знает все о деловой коррупции на практике, изнутри.
– Основная проблема заключается в том, что – коррупция – это латентное, скрытое преступление. Зачастую и предпринимателю, и чиновнику выгодно договориться, поэтому о фактах взятки не заявляют даже те, с кого ее вымогают, – констатировал заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области Дмитрий Егоров.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин обратил внимание на основные инструменты коррупционного давления на бизнес. Среди них он отметил затягивание расследования уголовных дел, использование проверок в коррупционных целях, административное приостановление деятельности предприятия, действующие процедуры государственных закупок, а также неисполнение регламентов и законодательства, связанного с предоставлением государственных услуг, выдачей разрешений и лицензий, требование дополнительных документов. Вместе с тем Андрей Лабыгин отметил, что одним из направлений его деятельности является участие в оценке регулирующего воздействия нормативных актов. Так, например, в 2020 году уже проанализировано 107 нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления. В том числе это реальная возможность снижения количества коррупциогенных факторов, позволяющих в дальнейшем трактовать двояко принятые нормы. Поэтому более активное участие в указанной процедуре общественности и предпринимателей считает крайне необходимым.
Член профильной комиссии ОП Инна Капичникова продемонстрировала итоги VIII этапа анонимного независимого замера общественного мнения предпринимателей об отношении к коррупции и их оценке антикоррупционной политики государства на федеральном и региональном уровнях «Бизнес-барометр коррупции», реализуемого на протяжении более шести лет Торгово-промышленной палатой РФ. В названном исследовании ежегодно участвует свыше 42 тысяч предпринимателей крупного, среднего и малого бизнеса, включая представителей делового сообщества Иркутской области. Результаты опроса позволяют получить серьезную репрезентативную выборку и составить точную картину антикоррупционных настроений и оценки антикоррупционной политики в стране и регионах, на основе которой система ТПП РФ активно формулирует позицию бизнеса по выработке мер для совершенствования антикоррупционной политики государства, разрабатывает и продвигает законодательные инициативы.
На целесообразность совершенствования мер по противодействию деловой коррупции указывается и в Указе Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы". Так, ТПП РФ рекомендовано продолжить проводить ежегодное исследование для определения отношения бизнеса к коррупции, представлять обзор лучших практик в области противодействия коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики, а Правительству Российской Федерации с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, иных заинтересованных государственных органов и организаций, а также ТПП РФ и общероссийских объединений предпринимателей (работодателей) разработать комплекс мер по повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества по вопросам противодействия коррупции.
В целом в названном документе указывается на разработку комплекса мер по повышению эффективности взаимодействия органов власти и бизнеса по вопросам противодействия коррупции. Прежде всего идет о цифровизации «коррупционноемких» процессов, которые будут способствовать прозрачности и равенству всех участвующих получить один и тот же подход.
Член Общественной палаты Иркутской области Владимир Татарников проанализировал нормы уголовного законодательства об ответственности за преступления коррупционной направленности, а также внес предложения по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за преступления коррупционной и корыстной направленности путем приведения санкций за совершение указанных деяний в соответствие с характером и степенью их общественной опасности. Владимир Татарников предложил отказаться от установления штрафа в качестве основной меры наказания в санкциях за наиболее опасные преступления коррупционного характера, в том числе такие как получение взятки, предусмотреть в качестве основной меры наказания за их совершение лишение свободы. А также включить в Уголовный кодекс России конфискацию имущества в качестве дополнительной меры наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления прежде всего коррупционной и корыстной направленности.
Рассматриваемая тема привлекла внимание к себе и на территории г. Ангарска, так комиссией по вопросам противодействия коррупции и взаимодействию с субъектами общественного контроля в лице Владимира Котоманова было принято участие в заседании общественного совета при Прокуратуре г. Ангарска, проводимом в Администрации города при личном участии исполняющего обязанности Прокурора г. Ангарска.
Отмечая важность и актуальность заданной темы, заслушав доклады, выступления, участники заседания подготовили рекомендации, адресованные Общественной палате Иркутской области, ГУ МВД России по Иркутской области, региональной Прокуратуре и Торгово-промышленной палате Восточной Сибири. Так было предложено субъекту общественного контроля обраться в Правительство Иркутской области за содействием в проведении социологического обследования уровня деловой коррупции среди представителей бизнеса Иркутской области.
Вопрос и далее будет находится на общественном контроле комиссии по вопросам противодействия коррупции и взаимодействию с субъектами общественного контроля.

Пресс-служба Общественной палаты Иркутской области

Открытое Правительство Иркутской области
Открытое Правительство Иркутской области
Центр Управления Регионом